вторник, 30 августа 2016 г.

Волшебная кнопка


Думаю, никто не будет спорить, что голубой мечтой собственников и руководителей бизнеса является управленческая отчетность, получаемая мгновенно нажатием одной волшебной кнопки. Под управленческой отчетностью, естественно, имеются ввиду показатели “Заработано” и “Можно забрать и потратить дивидендов”. А последнее время к ней плавно добавилась вторая голубая мечта: чтобы эта волшебная кнопка была на экране смартфона. В данном блоге я расскажу как реализовать эти две мечты с помощью подручных средств.

Мысль о реализации данного проекта мне пришла, когда финансовый консалтинг превратился из эпизодической халтуры в обычный бизнес. Для учета не хотелось городить новую базу в 1С и я завел таблицу в Microsoft Excel. Через некоторое время для повышения мобильности я перенес таблицу на Google Диск и преобразовал в формат Таблиц Google. Ну и еще через некоторое время дико захотелось упростить доступ к некоторым ключевым показателям. Например, чтобы посмотреть остатки на счетах приходилось сначала заходить на Диск, потом заходить в Таблицу, потом находить нужный лист, возможно чего-то листать. Захотелось просто ткнуть в экран смартфона и все. Так я узнал про Google Apps Script (что-то вроде макросов для Microsoft Office, только языком макросов является Visual Basic for Application, а скрипты Google основаны на JavaScript) и возможность опубликовать скрипт в Интернете, чтобы доступ к нему осуществлялся из любого браузера по ссылке. В итоге один потраченный выходной день (хватило бы и пары часов, но последний раз я программировал не на 1С еще в прошлом тысячелетии, пришлось осваивать HTML и JavaScript заново) - и у меня на рабочем экране смартфона есть иконка, которая открывает мне мой текущий управленческий баланс. 


При реализации в полной мере проявились возможности облачных технологий Google как конструктора для бизнес-приложений.

Во-первых, для ведения учета мне не пришлось создавать базу данных и интерфейс для доступа к ней. Учет ведется в интуитивно понятных Google Таблицах с максимальной гибкостью. Я могу получить любой доступ к данным и формировать любые отчеты. Также, я могу предоставлять ограниченный доступ к данным любым пользователям, у которых есть доступ в Интернет. Это штатная функция Таблиц. 

Во-вторых, Google Apps Script позволяет создавать сценарии, которые открываются в любом браузере, так называемые Standalone скрипты. Они поддерживают HTML-разметку, поэтому создать внешний вид не представляет труда. Они не зависят от типа устройства и один и тот же сценарий открывается в любом браузере на любом устройстве Apple, Android, Windows, Linux.

В-третьих, мне не пришлось заниматься созданием сервера в сети - место для хранения данных и хостинг для моего сценария мне предоставил Google на своем Диске. Бесплатно. 

Для наглядности я свел все это в небольшую таблицу.

Операция
Без использования облачных технологий Google
C использованием облачных технологий Google
1
Создание сервера для хранения базы данных
Необходимо купить сервер и настроить доступ к нему из Интернета или арендовать (хостинг). Нужны услуги квалифицированного специалиста, требуется ОПЛАТА оборудования или хостинга и ОПЛАТА услуг специалиста
Заводим аккаунт в Google. Доступно любому, БЕСПЛАТНО
2
Создание базы данных и интерфейсов для работы с ней
Необходимы услуги разработчика ПО, требуется ОПЛАТА услуг программиста  
Google Таблица на Google Диске, можно настроить разграничение доступа для оператора и владельца, доступно любому, БЕСПЛАТНО
3
Написание сайта, который отображает сводные данные из базы данных
Необходимы услуги разработчика ПО, требуется ОПЛАТА услуг Веб-программиста
Написание сценария для передачи данных из Google Таблицы на сайт, доступно любому, прочитавшему блог “Волшебная кнопка”, БЕСПЛАТНО


Тут лежит исходный код приложения "Волшебная кнопка". Здесь я пошагово рассказываю как создать такое приложение с комментариями к коду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий